В середине февраля в нашей школе прошла неделя русского языка и литературы, посвящённая творчеству Н. М. Карамзина – выдающегося писателя, историка, реформатора русского языка, внесшего неоценимый вклад в развитие русской культуры. В рамках предметной недели учителя русского языка и литературы провели открытые уроки, посвящённые творчеству Н. М. Карамзина.
В 8 в классе Т.В. Попова провела урок письма на тему: «Эпистолярный жанр в произведениях Н. М. Карамзина». Урок был построен как исследование. К сожалению, в современном обществе эпистолярный жанр остаётся невостребованным. Люди перестали писать друг другу письма, а современной молодёжи и вовсе незнакомы законы эпистолярного жанра, культура написания письма. На уроке ребята узнали, что Н.М. Карамзин был зачинателем эпистолярного жанра в России, анализировали отрывки из «Писем русского путешественника». На основании анализа отрывков учащиеся освоили законы оформления и написания письма. В конце урока каждый попробовал написать письмо другу в рамках конкурса «Лучший урок письма».
В 6в классе Ф. Р. Ладина провела урок литературы на тему: «Н. М. Карамзин – редактор первого российского детского журнала». На уроке использовались активные методы обучения, игровые технологии. Ребята рассказали о современных детских журналах и сравнили их с журналом Карамзина; инсценировали отрывки из произведений писателя, читали наизусть стихи и рисовали иллюстрации к его сказкам.
В 6а классе прошёл урок русского языка, в ходе которого ребята узнали, откуда в нашем языке появилась буква Ё. Урок был очень увлекательным и интересным, Л. А. Козлова использовала игровые технологии, интерактивные методы обучения.
На уроке русского языка 10 б класс познакомился с ещё одной гранью деятельности Н.М. Карамзина – реформаторской. Именно Карамзин был создателем современного русского литературного языка: писатель упростил язык, избавив его от архаизмов, сделав его простым и понятным всем слоям населения; кроме того, писатель значительно обогатил лексический состав языка (вводил заимствования, создавал неологизмы). Л. Г. Тряскина использовала проблемный метод обучения, технологию развития критического мышления, метод динамических пар, групповую работу, ИКТ. Ребята работали с текстом, извлекали из него нужную информацию, составляли таблицу, работая в парах; кластер, работая в группе. Были и игровые моменты: разбившись на две команды, работая с карточками, учащиеся должны были перевести слова с французского языка и угадать, какие слова ввёл в русский язык Карамзин.
Учителя Косарева А. А. и Камальдинова М. Н. провели интегрированные уроки, на которых рассказали о том, что Н. М. Карамзин был не только литератором, но и историком, создавшим 12 томов «Истории государства Российского». Учащиеся 5а класса, например, работали с картой, датами, а в конце урока сами составляли вопросы для викторины.
Таким образом, на своих уроках учителям удалось открыть детям все стороны деятельности, все грани таланта этого удивительного, уникального, поистине бесценного для русской культуры человека – Н. М. Карамзина. Надеемся, что дети узнали от нас много нового, полезного и интересного.
Тряскина Л.Г.